Перейти к контенту

ВАЖНО: О каркасах безопасности


Рекомендуемые сообщения

Каркас безопасности - пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA).

Для тех, кто пока совсем ничего не понимает: каркас безопасности - это некая конструкция из стальных труб, собранная внутри автомобиля и прикрепленная изнутри к кузову, которая должна сохранить жизненное пространство для экипажа автомобиля в случае аварии, а так же он используется для продольного усиления жесткости кузова.

Изначально каркасы безопасности применялись в раллийных гонках, но позже их применение стало обязательным и в других дисциплинах. Он делается только из круглых труб, т.к. скругленные бока менее травмоопасны.

В зависимости от сложности конструкции каркаса возможны различные варианты усиления. Начиная от простого - бугеля-арки над головами водителя и пассажира - и заканчивая сложным - пространственным скелетом, объединяющим в одну силовую структуру чашки передней и задней подвески, пороги и боковины, а также клетку безопасности самого салона. В обязательном порядке каркас применяют в целях уменьшения деформации крыши при опрокидывании автомобиля и для предотвращения тяжелых травм, ну или на худой конец, для сохранения жизни. Но не будем о грустном.

Разброс цен, как и конструкций так же велик, начиная от $1000 за самую простую конструкцию и заканчивая $10000.

Каркас бывает разборным (сборным) и не разборным (вваренным):

Сборно-разборные каркасы - это чаще всего клетка безопасности в салоне, закрепленная к боковой стойке, порогу-полу. Все трубы соединены между собой болтами, именно поэтому в любой момент можно выкрутить болты и разобрать всю конструкцию. Так же его называют болтовой каркас безопасности.

Сваренный (вваренный) каркас - обычно сложный по конструкции, связанный с силовой структурой автомобильного кузова, применяется при серьезном индивидуальном тюнинге. Установка каркаса безопасности в данном случае сложная и кропотливая работа. Необходимо разобрать весь салон до металла, проделать технические отверстия в разных частях кузова для установки труб, соединить их между собой и все это дело сварить.

Если к бутафорному (сборному) каркасу предъявлять какие-то особенные требования бессмысленно, т.к. конструкция не дает максимальной жесткости, то к спортивным, гоночным определены жесткие требования по форме, размерам, применяемым материалам и установке.

Каркасы жесткости существуют для двух или четырехдверных кузовов (двухдверные кузова и каркасы априори жестче). Также стоит отметить, что при установке большинства сложных каркасов машина превращается из 4-5 местной в двухместную. Поскольку задние сиденья отдают для переплетения и крепления труб. Исходя из размера труб их установки, каркас создает определенные трудности с обзорностью. К ним зачастую крепят четырех или пятиточечные ремни безопасности. Если Вы решитесь установить в свой автомобиль каркас безопасности (и многоточечные ремни), пройти техосмотр в России на такой машине будет весьма затруднительно ? для этого нужно получить сертификат НАМИ. Да и эксплуатация по городу машин с каркасами по суди дела запрещена. В законах прописано, что управлять транспортным средством с каркасом можно только в шлеме и тут же подвох, что в шлеме ездить по городу запрещено.

Материалом для изготовления каркасов являются холоднотянутые стальные трубы (по ГОСТ'у 8734-58 диаметром 38 мм и толщиной стенки 2.8 мм для автомобилей массой до 1200кг), в редких случаях - алюминий. На практике трубы для каркаса безопасности используют следующие: 45х2,5; 40х2,0 см. В среднем каркас безопасности весит около 40 кг, более увесистая конструкция зависит от сложности. Часто трубы каркаса безопасности окрашивают в яркие цвета. Поверх труб на некоторые участки наносят защиту: обшивают элементы каркаса поролоном (толщина 3-5 мм) или вспененной изоляцией. Все это делается, с одной стороны, для эстетики, а с другой - в целях безопасности при посадке в автомобиль.

Что такое омологированный каркас и что такое неомологированный каркас?

Фирмы, занимающиеся производством каркасов могут отступать от ряда технических требований, выдвигаемых FIA, но при этом каркас должен подвергнуться процедуре омологации. В данном случае омологация - это согласование конструкции, материала и технологии изготовления каркасов безопасности с представителями FIA или национальной автоспортивной федерации (в нашем случае РАФ). В частности, если производитель собирается использовать в своем каркасе материал, отличающийся по характеристикам от требований FIA, каркас должен быть подвергнут статическим нагрузочным испытаниям (говоря проще засунут его под пресс), или должен быть представлен численный расчет прочности по определенной методике. Другая распространенная особенность - крепление каркаса к кузову. Если производитель собирается крепить каркас к кузову автомобиля сваркой - омологация обязательна. Так же в ряде случаев отступают от предписанной FIA схемы каркаса, что тоже требует омологации.

В то же время FIA допускает применение и неомологированных каркасов (некоторые их называют "гражданскими" или как я уже писал выше "сборно-разборные"). В таком случае каркас должен быть сделан из определенной стали, труб определенных размеров, иметь определенную конструкцию и крепиться к кузову болтами.

Один и тот же производитель имеет право выпускать омологированные каркасы и неомологированные, но отвечающие указанным требованиям FIA.

Всем, желающим разобраться в этом вопросе досконально, рекомендуется ознакомиться с содержанием ст. 253.8 Приложения J к Международному Спортивному Кодексу FIA на сайте www.fia.com, приложения 14 к КиТТ РАФ (www.raf.su), приложения 9 к КиТТ и собственно КиТТ (Классификация и Технические Требования)

Итог всему вышесказанному: Если Вы собрались строить настоящий спортивный автомобиль, тотально увеличивать жесткость кузова и максимально обезопасить свою жизнь, то забудьте о всех болтовых каркасах. Каркас надо варить. Не забивайте себе голову мыслями как сварить каркас и как его сделать своими руками, доверьтесь профессионалам. Именно они полностью раздербанят салон, по своим схемам и чертежам проделают все необходимые отверстия, согнут трубы и сделают все по фен шую. Комфорта в авто станет конечно меньше, но его жесткость и безопасность возрастет в разы. ИМХО

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Марку труб еще забыл добавить 30ХГСА. И труба круглая используются не для уменьшения травм при столкновении, а из-за того, что она прочнее, чем другие профили.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только для той же безопасности в какркашенном авто надо ездить в шлеме ;) Иначе есть все шансы приложиться головой о тот самый каркас.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только для той же безопасности в какркашенном авто надо ездить в шлеме ;) Иначе есть все шансы приложиться головой о тот самый каркас.

Это зависит от типа каркаса. У меня, например, простой 6-точечный каркасик. Об него головой очень затруднительно стукнуться. Для этого надо быть жирафом. :)
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это зависит от типа каркаса. У меня, например, простой 6-точечный каркасик. Об него головой очень затруднительно стукнуться. Для этого надо быть жирафом. :)

Сергей, а у тебя же болтовой как я помню?
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, а у тебя же болтовой как я помню?

Смотря какое использовать определение болтового каркаса.

Вообще, они все частично болтовые. Как иначе крепить ноги к полу? Не будешь же варить к тонкой жестянке. Это все при случае сразу вырвет. К полу каркас крепится сэндвичем : опорная пластина ложится на пол изнутри, а ответная пластина снизу с улицы, между ними пол автомобиля. Все это стягивается большими болтами.

Что касается конструкции самого каркаса, то у меня главная дуга, которая находится за передними сиденьями, и задние ноги сварены воедино. Передние ноги, которые проходят вдоль передних сидений, прикреплены к главной дуге болтами. Их, в принципе, можно снять.

Так, что выходит это смешанная конструкция: и сварная, и болтовая. Она не сертифицирована производителем (ММ) для гонок, но только из-за расположения передних ног. Они у меня проходят низко на уровне сидений. Такая же конструкция, но с высокостоящими передними ногами уже сертифицирована в Америке для какого-то там класса соревнований. У нас же сертификация делается по более жестким стандартам. С нашими сертифицированными каркасами просто так по улицам ездить не станешь - неудобно очень.

Изменено пользователем Pingvinov
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей вварной каркас варится не к полу а к усилителяи и чтобы получить омологацию нужно еще усиливать нижние опоры болтами( новые требования раф) , я уже сильно не трезв и боюсь не сформулирую нормально все что хочу но завтра к вечеру будут и фото и описание

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...
×
×
  • Создать...